«История железной дороги в проектах и документах»

Предприятие «Институт «Белжелдорпроект» является ведущим проектным институтом в области железнодорожного и гражданского строительства. История института начинается 11 декабря 1938 г., когда приказом Народного комиссариата путей сообщения СССР была организована Дорожная проектная контора «Дорпроект».

Во время Великой Отечественной войны организация прекратила свою деятельность и возобновила её лишь в 1944 г, после чего активно принялась за восстановление разрушенного войной народного хозяйства. При этом важно отметить, что в годы войны часть проектировщиков конторы находились на фронте в действующей армии, другие в составе проектных формирований занимались подготовкой технической документации на строительство новых и восстановление разрушенных транспортных коммуникаций страны. В 1951 г. контора была переведена из Барановичей в г. Минск. Далее организация часто переименовывалась и в настоящее время известна как «Проектно-изыскательное республиканское унитарное предприятие «Институт «Белжелдорпроект».

BGANTD_LA_14_1_6_001
Главное здание предприятия «Институт «Белжелдорпроект». Современный вид.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Приказ народного комиссара путей сообщения № 327 от 11 декабря 1938 г. «Об организации проектных контор на дорогах».
Ф. 116. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Рабочий чертеж административного здания Управления Белорусской железной дороги в г. Минске на углу ул. Свердлова и Ульяновской. 1955 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 169. Л. 3.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Развертка стен вестибюля административного здания Управления Белорусской железной дороги в г. Минске на углу ул. Свердлова и Ульяновской. 1955 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 175. Л. 4.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Приказ Министерства путей сообщения СССР № 1212 от 18 сентября 1969 г. о реорганизации проектных контор железных дорог в проектно-изыскательские институты «Желдорпроект».
Ф. 116. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Приказ Министерства путей сообщения СССР № 1530 от 3 августа 1978 г. о реорганизации Минского проектно-изыскательного института «Минскжелдорпроект» в филиал Государственного ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательного института электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект».
Ф. 116. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Устав Государственного предприятия «Беджелдорпроект» Белорусской делезной дороги. 1994 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 139. Л. 2.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Устав Государственного предприятия «Беджелдорпроект» Белорусской делезной дороги. 1994 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 139. Л. 3.
previous arrow
next arrow

С более чем 80-летней историей и более чем 8 тысячами успешно реализованными проектами, предприятие заслужило репутацию надежного партнера и эксперта на мировом уровне. В советские годы организация успешно занималась работами по изысканию и разработке проектно-сметной документации для строительства и капитального ремонта железнодорожных дорог; разработкой проектно-сметной документации на объекты производственного, жилищно-гражданского назначения, объекты сигнализации, централизации, электрификации и блокировки связи для Белорусской железной дороги.

BGANTD_LA_14_1_6_001
Фасады и разрезы жилого корпуса пионер-лагеря в Заславльском районе Минской области. 1953 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 108. Л. 1.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Техно-рабочий проект удлинения сортировочных путей ст. Молодечно. Здание башмачников. 1974 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 8. Л. 4.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Генплан механизированного пункта перегруза грузов, перевозимых на открытом подвижном составе на ст. Молодечно. 1978 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 20. Л. 1.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Расчет прибыли по проектным организациям Дорпроекту Белорусской железной дороги на 1971 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Сводный план инженерных сетей ст. Слуцк. 1979 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 396. Л. 2.
previous arrow
next arrow

Особо примечателен техно-рабочий проект реконструкции главного материального склада на ст. Минск-Товарный, разработанный на основании задания на проектирование, утвержденного главным инженером БЖД 2 июля 1973 г. и архитектурно-планировочного задания, утвержденного главным архитектором г. Минска 19 июля 1973 г. Проект предполагал строительство склада НГХ, транспортной подстанции, площадки для стоянки автомашин и площадки для отдыха.

В 1975 году станция была электрифицирована переменным током (~25 кВ) в составе участка Минск—Столбцы. В 1984 г. от станции была сооружена железнодорожная ветка к электродепо «Московское» Минского метрополитена. В 1987 – 1991 гг. над станцией был возведён самый длинный путепровод в городе

Также внимание следует обратить на проект реконструкции вагонного депо на станции Жлобин. Проектом предусматривалось строительство сборочного цеха, бытовых помещений, инженерных сетей и благоустройство. Технологическая часть проекта разработана с применением новейшего оборудования. Удачно запроектированный технологический процесс позволил исключить запроектированную ранее транспортную галерею. В проекте достигнута высокая степень сборности. Проектируемые бытовой корпус и ремонтный цех сблокированы между собой, а так же с существующим сборочным цехом. Вместо отдельно стоящего сооружения под бытовым корпусом запроектирован спецподвал. Для электроосвещения цеха вместо прокладки кабеля вдоль форм применена тросовая проводка. В целях уменьшения расхода воды на производственные нужды предусмотрена система оборотного водоснабжения с повторным использованием воды после очистки.

Прогрессивные решения позволили сократить стоимость строительства на 6,68%. Технологический процесс ремонта предусматривали комплексную механизацию с применением поточно-конвейерных линий, подъемных и транспортных средств и приспособлений, направленных на замену ручного труда механизированным.

BGANTD_LA_14_1_6_001
Реконструкция дома отдыха локомотивных бригад на ст. Минск-Товарная. 1977 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 115. Л. 1.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Реконструкция дома отдыха локомотивных бригад на ст. Минск-Товарная. 1977 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 116. Л. 8.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Станция Минск-Товарный. Современный вид.
BGANTD_LA_14_1_6_001
План по труду на проектно-изыскательные работы на 1971 г.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 5. Л. 2.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Реконструкция вагонного депо ст. Жлобин. Бытовой корпус.
Ф. 116. Оп. 1. Д. 744. Л. 1.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Вагонное депо в г. Жлобин. Современный вид.
previous arrow
next arrow

Институт «Белжелдорпроект» всегда был важной частью жизни Беларуси. В настоящий момент предприятие разработало ряд значимых проектов: завод по производству железнодорожного и городского пассажирского электрического транспорта в районе г. Фаниполя, транспортно-логистический терминал в д. Щитомиричи Минского района, Осиповичский вагоностроительный завод, организация перевозок пассажиров поездами городских линий на участках Минск-Ждановичи и Минск-Руденск, и многие другие.

Институт «Белжелдорпроект» успешно сертифицирован для работы в странах Евросоюза, что подчеркивает высокий уровень проектных решений и соответствие мировым стандартам. Таким образом, институт стремится удовлетворить потребности не только Белорусской железной дороги, но и других заказчиков, предоставляя инновационные решения на мировом уровне. Опыт и стремление к развитию позволяют им успешно реализовывать проекты, соблюдая сроки и обеспечивая доступные цены.

Сегодня Государственное предприятие «Институт «Белжелдорпроект» стремится к развитию, совершенствованию и уверенно движется в будущее.

BGANTD_LA_14_1_6_001
Завод по производству железнодорожного и городского пассажирского электрического транспорта в районе г. Фаниполь, Дзержинского района. Современный вид.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Логистический центр в г. Щитомиричи. Современный вид.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Вокзал в Бресте. Варшавская сторона. Современный вид
BGANTD_LA_14_1_6_001
Гудогай - комплекс зданий. Современный вид.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Центр управления перевозок Белорусской железной дороги. Современный вид.
BGANTD_LA_14_1_6_001
Электрификация Белорусской железной дороги. Современный вид.
previous arrow
next arrow

 

Материалы для выставки взяты из фондов Белорусского государственного архива научно-технической документации и сети Интернет.