115 лет со дня рождения Кокина Георгия Михайловича – главного конструктора Минского автозавода, профессора БПИ

(31.01.1907 – 30.11.1984)

Г.М. Кокин родился 31 января 1907 г. в с. Курба, Ярославской области.

В 1927 год Г.М. Кокин окончил отделение Теплотехники Ярославского Индустриального техникума.

После окончания техникума, Г.М. Кокин начал свою трудовую деятельность на Ярославской фабрике «Красный перекоп». Но уже в 1928 году он перешел на Ярославский автомобильный завод. Там Г.М. Кокин проработал до 1945 года и прошел путь от рядового до главного конструктора завода.

Во время Великой отечественной войны, одновременно с важнейшими заданиями по созданию автомобильной техники для нужд обороны страны, под руководством Г.М. Кокина развернулись работы по созданию новых грузовых автомобилей большой грузоподъемности. И благодаря самоотверженности конструктора и его подчинённых, в декабре 1944 года был создан первый опытный образец грузового автомобиля ЯАЗ-200.

После ВОВ на Минском автомобильном заводе требовались высококвалифицированные технические специалисты. В сентябре 1945 года решением коллегии Минавтопрома Г.М. Кокин был назначен главным конструктором Минского автозавода.

Так конструктор и попал в Белоруссию. Перед ним была поставлена задача освоения новых большегрузных дизельных автомобилей.

Задача тогда перед коллективом стояла сложная: переработать конструкторскую документацию грузового автомобиля ЯАЗ-200, новой модификации которого было присвоено наименование МАЗ-200.
И уже 7 ноября 1947 года во главе праздничной колонны минских автозаводцев прошли первые 5 автосамосвалов МАЗ-205.

На Минском автозаводе с особой силой проявился его яркий талант конструктора и умелого организатора. В 1949 году за создание и освоение в короткие сроки на Минском автозаводе выпуска автомобилей МАЗ-200 Г.М. Кокин был удостоен Государственной премии СССР.

С сентября 1954 года Г.М. Кокин работал в Белорусском политехническом институте. В течение ряда лет он был ректором, деканом автотракторного факультета, заведующим кафедрой. Выдающийся конструктор воспитал высококвалифицированные кадры первых белорусских автоконструкторов, многие из которых стали ведущими специалистами отечественного автомобилестроения.

Г.М. Кокин избирался депутатом Верховного Совета БССР, часто выступал с лекциями о развитии белорусского автомобилестроения, написал ряд научных работ.

За безупречную и многолетнюю работу в автомобильной промышленности и в Белорусском политехническом институте Г.М. Кокин был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного знамени, Почетной Грамотой Министерства высшего и среднего специального образования БССР.

Сейчас в нашем учреждении «Белорусский государственный архив научно-технической документации» есть личный фонд №186 «Кокин Георгий Михайлович». Документы личного происхождения Г.М. Кокина были переданы на государственное хранение его женой Александрой Петровной и дочерью Алисой Георгиевной Жаркевич. Это научные работы, конспекты лекций, статьи, характеристики, фотографии. Всего в фонде хранится 45 дел за 1929 – 1987 годы.