3 апреля 2024 г. Белорусском государственном архиве научно-технической документации открылась интернет-выставка «Строительство вечности», посвященная белорусскому архитектору Абраму Григорьевичу Духану.
Абрам Григорьевич Духан родился 6 марта 1924 г. в семье медицинских служащих в г. Минске. Его отец, Григорий Абрамович Духан, являлся одним из видных медицинских деятелей, стоявших у истоков формирования системы советского здравоохранения 1920-1940-х гг., а мать Любовь Давидовна Духан работала в минской больнице у профессора Я.В. Клумова.
Семья А.Г. Духана проживала на Интернациональной улице в доме № 2 – в самом центре г. Минска. В этом здании в дореволюционное время размещалась гостинница, а в первые годы Советской власти она превратилась в многоквартирный жилой дом с коммунальными квартирами.
В молодом возрасте будущего архитектора г. Минск ещё мало чем отличался от среднего губернского города дореволюционной России. Однако, начиная с 1930-х гг. в Минске активно развернулось архитектурно-строительская деятельность, постепенно преобразовывая его в республиканский столичный город. В период обучения Абрам был свидетелем тех разительных перемен и обновления архитектурного облика города, которые не могли не оказать своего эмоционального воздействия на умы и сердца многих минчан. Вполне закономерно, что многие юные жители города впоследствии остановили свой выбор именно на архитектуре: В. Аладов, Л. Гольдштейн, А. Духан, Г. Заборский, И. Руденко и др.
Когда А.Г. Духану исполнилось семнадцать лет, началась Великая Отечественная война. В июне 1941 г. его семья смогла эвакуироваться в Киргизию, где Абрам Духан закончил школу в 1942 г., после чего, продолжая семейное дело, поступил в Харьковский медицинский институт. Однако страсть к творчеству всё-таки победила и через год он его покинул, чтобы учится на архитектурном факультете Харьковского инженерно-строительного института инженеров коммунального строительства. В 1944 г. А. Духан перевелся в Московский архитектурный институт.
В период обучения из Минска Абраму Григорьевичу Духану пришло трагическое известие – его отец умер. Это событие поставило перед ним судьбоносный вопрос: стоит ли продолжать учебу? Семейный совет решил, что молодой студент должен продолжить обучение. Теперь освоение тонкостей профессии архитектора для А.Г. Духана стало главной целью жизни.
После успешного завершения института в 1949 г. Абрам Григорьевич возвратился на свою родину, в г. Минск, где началась его творческая работа в проектном институте «Белгоспроект» в мастерской известного белорусского архитектора Георгия Владимировича Заборского.
В Белорусской ССР профессиональных кадров было крайне недостаточно, а профессия архитектора была одной из самых почетных. Республика восстанавливала разрушенные города, масштабы строительства из года в год возрастали. Молодому специалисту поручали проектировать сложные объекты. Практика показала, что многие из архитекторов, начинающих свой творческий путь, успешно справлялись с поставленной задачей. Они быстро мужали, набирали профессиональный опыт и в скором времени стали занимать ведущее положение еще в не многочисленном отряде белорусских зодчих.
Среди первых работ молодого специалиста стал пятиэтажный административно-жилой дом по ул. Урицкого, 3, в г. Минске. В первой самостоятельной работе Абрама Григорьевича уже прослеживался сугубо индивидуальный подчерк будущего мастера, в котором отражалась склонность к большой, монументальной, уравновешанной и объёмно пространственной композиции, в которой ощущалось чувство такта и сомаштабности своего объекта с окружающей архитектурной средой.
В 1949-1954 гг. вместе с архитектором В.А. Королем Абрам Григорьевич Духан спроектировал здание Главпочтампа, а в 1955-1956 гг. на Центральной площади города они построили здание Международного телеграфа. В обликах зданий сочетаются элементы классической и современной архитектуры, что подчеркивает связь времён. Эти величественные строения украшают центральную часть г. Минска и сегодня.
Воспитанный на лучших классических традициях, А.Г Духан на протяжении 1949-1954-х гг. был приверженцем классики, однако после сделал ставку на общую объемно-пространственную композицию. Именно в ней он находил широкие формообразующие возможности поиска средств выразительности современной архитектуры. Абрам Григорьевич был среди тех белоруских архитекторов, кто пытался заговорить со зрителем новыми формами архитектуры. Поиск новых, адекватных времени форм и средств архитектурно-художественной выразительности потребовал большой внутренней перестройки самого художника, результатом чего стало создание целого ряда интересных архитектурных произведений.
Г.В. Заборский высоко оценил работу Абрама Духана в своей мастерской. В творческой характеристике от 9 ноября 1951 г. он писал: «подход у архитектора А.Г. Духана к решению объектов в объёмно-планировочном отношении не формальный, вырванный в самостоятельную композиционную тему, а градостроительный – он всегда подходит к решению объекта комплексно, в полном соответствии с конкретной окружающей средой и пространством, в котором будет суждено “жить” проектируемому объекту. Он, А. Духан, обладает хорошим чувством архитектурной композиции. Критически осваивает наследие прошлого, серьёзно работает над тем, чтобы философски осознать, что такое искусство архитектуры».
Абрам Григорьевич был одним из тех белорусских архитекторов, кто разработал общественные здания, предназначенные для областных и районных комитетов Коммунистической партии. Так, в 1952 г. он спроектировал Сталинский РК КПБ (в настоящее время – администрация Заводского района), Фрунзенский райком КПБ по ул. Островского в г. Минске. В то же время, в 1953 г., архитектор разработал типовый проект зданий райкомов и райисполкомов, проект здания Полесского обкома КПБ для г. Мозыря. Совместно с архитекторами Н.В. Дроздовым создал проект Дома политпроса по ул. Я. Купалы в г. Минске.
Наиболее интересной работой зодчего в этот период времени было здание издательства ЦК КПБ на Ленинском проспекте в 1966 г., занимающее ответственное место в центральной застройке г. Минска. Здание ярко отражает сочетание различных по величине объемов.
В середине 1950-х гг. А.Г. Духан спроектировал и жилые дома: 102-квартирный жилой дом мингорисполкома на пл. Я. Коласа и 164-квартирный жилой дом по ул.Киселева для работников ТЭЦ-2. В 1957 г. Абраму Духану поручили работу над проектом главного учебного корпуса Белорусского государственного университета. Впоследствии к этой работе был привлечен архитектор М. Бакланов. Здание главного корпуса БГУ было возведено в 1962 г. и органично вписалось в ансамбль застройки пл. Ленина (ныне пл. Независимости).
Самой большой работой Абрама Духана являлся проект застройки 1-ой очереди проспекта Машерова (ныне проспект Победителей).Совместно с ним работали архитекторы А. Красовский, В. Кисель, В. Трацевский. Комплекс зданий, построенный на проспекте, и сегодня не потерял своего градостроительного значения. За проект застройки Парковой магистрали архитектору присвоена серебряная медаль ВДНХ СССР.
В 1976 г. архитектор в соавторстве с В. Киселевым, А. Краковским и Л. Хаютиным закончил проектирование комплекса зданий Научно-исследовательского институа гуманитарного профиля Академии наук БССР по ул. Сурганова и ул. Академической в г. Минске. В то же время А.Г. Духан, совместно с В. Киселем, создал проект комплекса жилых домов на площади Победы, 9-ые жилые дома по Пушкинскому проспекту в г. Могилеве.
Умер Абрам Григорьевич Духан 14 февраля 1979 г., когда ему было только 55 лет. К сожалению, многие творческие задумки остались неосуществленными.
Материалы для выставки взяты из фондов Белорусского государственного архива научно-технической документации и сети Интернет.