Статья в газете «Комсомольская правда» «Минск мог выглядеть совсем по-другому: Триумфальная арка и женская фигура как памятник Якубу Коласу»
Смотреть на сайте «Комсомольской правды»
Выставка нереализованных архитектурных проектов в городской Ратуше пролила свет на варианты застройки белорусской столицы после войны
После Великой Отечественной Минск мог развиваться двумя путями — восстанавливать свой довоенный облик или строиться заново. Последнее в основном было реализовано в последующие десятилетия — таким город мы знаем и теперь. Но осталось и множество альтернативных взглядов на Минск. Будь воплощены полностью или отчасти эти проекты, город имел бы другой облик и пару-тройку дополнительных достопримечательностей.
Об этом и выставка «Город мечты. Минск в проектах известных архитекторов». Она посвящена 50-летию Белорусского государственного архива научно-технической документации. Помог в ее организации и экспонировании Музей истории города Минска. На ней показаны проекты из фондов архива начиная с 1940-х — как видение города в целом, так и отдельных его уголков и зданий. Их мы и решили посмотреть.
ПОСРЕДИ ПЛОЩАДИ НЕЗАВИСИМОСТИ ПРЕДЛАГАЛИ ПОСТАВИТЬ ВЫСОТКУ, А НА ОКТЯБРЬСКОЙ — ПАМЯТНИК
На въезде в город со стороны Москвы могли появиться городские ворота. Архитектор Элконо Гольдштейн в 1950-х подготовил три их варианта. В двух из них — по колонне-постаменту с каждой стороны шоссе со скульптурами военных и рабочих. А в самом впечатляющем, третьем, колонн и фигур на них уже десять (по пять слева и справа от дороги), и на каждой — по букве от названия города на русском и белорусском языках.
Ворота Минска на московской трассе могли выглядеть так.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Во всех вариантах ворот города у Элконо Гольдштейна присутствуют скульптуры.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Самый впечаталяющий вариант въездной группы от Гольдштейна — десять колонн, десять скульптур и по букве от слов «Мінск» и «Минск».Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Уже в 1944-м архитектор Иван Володько предложил вариант здания Музея Великой Отечественной войны. Над ним планировались несколько уровней крыши в китайском стиле, а еще — огромные колоннады. Одна повыше вместе с входной группой, а вторая из двух крыльев позади напоминала дворцы монархов.
Уже в 1944-м архитектор Иван Володько предложил один из первых проектов музея Великой Отечественной.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Музей войны в Минске построили в 1966 году, но куда более сдержанным. Фото: podvigminsk.info
Вопрос с планировкой площади Ленина, судя по всему, обсуждали с первых послевоенных лет. Скажем, не прошел отбор эскиз здания горисполкома на его нынешнем месте, но с фигурами доблестных тружеников на углу с улицей Свердлова. Кстати, сам поворот сооружения напоминает архитектуру фабрики-кухни напротив. В центре площади Ленина задумывался сквер с конными всадниками по краям и колонной с фигурой воина-победителя.
Теперь площадь Независимости выглядит так.Фото: ДМИТРИЙ ЛАСЬКО
По этому проекту на площади мог появиться сквер со всадниками и триумфальной колонной.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Другой вариант предполагал, что корпус метрополитена получит башенку не просто с часами, а с самой настоящей короной. При этом в сквере на месте нынешних куполов подземного торгового центра станут скульптуры и будут бить фонтаны. Третий проект задумывал на этом месте огромный искусственный водоем, а от здания метрополитена шел бы прозрачный пешеходный тоннель к так и не возведенной башенке причудливых очертаний. Она могла бы размещаться примерно на месте остановки транспорта у выхода из метро, заступая на проезжую часть.
А так могла бы выглядеть площадь, появись на ней высотка с короной.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Такая высотка планировалась ближе к центру площади, а на месте сквера — искусственный водоем.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Еще один вариант высотки на месте остановки транспорта у выхода из метро.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
На здании горисполкома архитектор видел как исторический герб Минска с образом Богоматери, так и советские награды города-героя.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
На нынешней Октябрьской (а тогда Центральной) площади каждый из именитых проектировщиков в фантазиях строил здесь центр своего города-сада. В одном варианте на месте Дворца Республики стоит утопающий в зелени дворец с огромным куполом, лестницами и колоннами перед входом. Знаменитому Иосифу Лангбарду там виделось массивное административное здание, углы которого срезают две улицы, что ведут к нынешним Ленина и Зыбицкой. Еще довоенный Дом офицеров, спроектированный им же, Лангбард уравновешивает дворцом с выступающей колоннадой напротив Купаловского театра. И никакой жилой застройки!
Так выглядит Октябрьская площадь с высоты птичьего полета.Фото: ДМИТРИЙ ЛАСЬКО
А такой, с двумя улицами, зданием на месте Дворца Республики, аллеей посреди Александровского сквера и штыком перед ним, площадь видел архитектор Иосиф Лангбард. Интересно, что на план попали еще два довоенных творения Лангбарда — Дом офицеров и Оперный.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
На площади мог появиться шикарный дворец с куполом — такие не снились и некоторым монархам! А слева на площади зданий нет вообще — застройка начинается в районе нынешнего ГУМа.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Памятник отцу народов сопровождают скульптуры и едва ли не Зимний дворец. Справа — часовая башня, а вдалеке — пантеон погибшим в войне.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
А это — вид фронтона планировавшегося здания.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
В районе трибуны в Александровском сквере (там, где мальчик с лебедем) ленинградский мэтр рисует монумент-штык. Кстати, он не единственный из архитекторов, кто хотел бы видеть массивный памятник на Октябрьской. Например, в одном из вариантов появляется каменная глыба перед зданием, сильно напоминающим Дворец Республики. Другой проект включал скульптуры вдоль всей крыши уже снесенного здания Музея истории войны. Мог появиться на площади и многоэтажный дом-парус, который, дойди он до реализации, перекрыл бы на части пространства у Дворца профсоюзов солнечный свет.
Пространство Октябрьской площади архитекторы постоянно хотели чем-то заполнить — например, памятником в виде такой каменной глыбы.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Архитекторы разных поколений хотели разместить на Октябрьской площади высотку — даже по проектам можно увидеть плюсы и минусы этих решений.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Где-то в глубине зеленых насаждений у площади мог появиться и пантеон погибшим в войне. Практически во всех проектах это круглое здание, с куполом и колоннами. В ряде вариантов оно должно было сопровождаться скульптурами, а по одной из версий, здание украшали высеченным на камне орнаментом.
Варианты пантеона — с куполом и барабаном.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Таким мог быть пантеон примерно за бывшим зданием музея истории Великой Отечественной войны.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Иным мог оказаться и памятник Победы. Скажем, саму колонну некоторые архитекторы видели более узкой, украшали ее венками и сопровождали скульптурами солдат — по периметру площади или соединенных с колонной. А был вариант и колонны-цилиндра с фигурой воина на вершине под полотнищем флага.
Монумент на площади победы сегодня.Фото: ПАВЕЛ МАРТИНЧИК
Площадь Победы могла оказаться совсем другой — такие варианты колонны предлагали архитекторы.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
В Минске могла появиться и своя Триумфальная арка. Этим сооружением проекты Иосифа Лангбарда и Георгия Заборского чествовали воинов-освободителей. А Лангбард еще предложил и проект монумента борцам за советскую власть с огромными фигурами красноармейцев в центре крыши массивного сооружения вроде стены с арками и колоннами.
Триумфальная арка Георгия Заборского должна была увековечить память погибших воинов.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Иосиф Лангбард предлагал Минску монумент борцам за советскую власть.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
НА ПЛОЩАДИ СВОБОДЫ МОГЛИ ПОСТРОИТЬ МУЗЕЙ ЛЕНИНА, А ДВОРЕЦ СПОРТА ПЛАНИРОВАЛСЯ С КУПОЛОМ
Конечно, в послевоенном Минске не могли не запланировать музей погибшему в 1942-м народному поэту Янке Купале. Если присмотреться, то проект Александра Воинова, который так и не воплотился, очень напоминает другую его постройку — особняк Якуба Коласа, его нынешний музей. Колоннаду на фронтоне предлагал для купаловского музея Иван Володько, да еще и с памятником поэту на высоком постаменте.
Музей Янки Купалы построили не по тем проектам, которые предлагались на конкурс. Фото: museums.by
В варианте Ивана Володько музей строили с колоннами, лестницами у входа и памятником Песняру.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Более сдержанный вариант предлагал Александр Воинов.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Музей Якуба Коласа, который раньше был его домом, немного напоминает проект Воинова для Купаловского музея. Фото: museums.by
А вот Георгий Заборский предлагал поместить монумент классику на кургане с колоннадой позади. Кстати, показали на выставке и примечательный проект памятника Якубу Коласу. Это постамент с сидящей фигурой крестьянки с пышущими здоровьем формами и со снопом колосьев позади. Правда, из материалов выставки не ясно, речь идет о памятнике для городского пространства или надгробном.
Памятники Янке Купале и Якубу Коласу сегодня выглядят так. Фото: Сергей ГАПОН, Павел МАРТИНЧИК
А такие монументы поэтам предлагали поставить в столице: справа — Коласу, слева — Купале.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
В 1960 — 1970-х архитекторы занимались проектированием Дворца спорта. Наверное, планы как на одновременно спортивный и концертный зал объясняли впечатляющий полет мысли. Были и типовые проекты, как нынешний минский (есть и версия со стеклянным залом-барабаном рядом) или вильнюсский дворцы, даже что-то вроде крытого зала-коробки. Но есть и проекты в духе летней эстрады с дугой, как в витебском Летнем амфитеатре, арены или корабля. А самый впечатляющий, пожалуй, — с куполом вроде того, который сооружен над новым зданием Музея истории Великой Отечественной войны, гостиницей-стекляшкой и массивной лестницей.
Дворец спорта сегодня. Фото: ska-minsk.by
Вариантов дворца спорта было множество.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Возможно, изобилие проектов связано с тем, что дворец планировался одновременно спортивным и концертным залом.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Один из самых впечатляющих проектов дворца спорта с гостиницей-стекляшкой.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Кстати, на проектах Сергея Филимонова не только созданный в итоге именно им с Валентином Малышевым дворец. Можно рассмотреть огромный флагшток с развевающимся знаменем БССР (не прообраз ли площади Государственного флага?). А за дворцом, очевидно, планировался еще один корпус со спуском к Свислочи и оригинальным мостом через нее. Напротив площадки для массовых гуляний, на месте нынешнего торгового центра Galleria Minsk, тоже здание не меньше по габаритам, чем кинотеатр «Москва». А вот застройка позади административных зданий в начале нынешнего проспекта Победителей виделась Филимонову не домом-сплошняком почти впритык. Это более просторный район из отдельных многоэтажек с разделительной зоной отдыха.
На этом проекте Сергея Филимонова можно разглядеть, как хотели организовать район вокруг дворца.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Вместо послевоенной застройки на площади Свободы мог бы появиться длинный дом в духе сталинского ампира с жилой башней под шпилем, увенчанным звездой. А посреди площади вполне реально рассматривалась идея установить монумент, напоминающий то ли вазу, то ли подсвечник. А еще в районе площади Свободы всерьез видели музей Ленина с круглым выставочным залом.
Площадь Свободы сформировалась в таких очертаниях.Фото: ДМИТРИЙ ЛАСЬКО
А ведь на площади Свободы мог появиться и музей Ленина.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
А такая застройка улицы Ленина с часовой башней под шпилем могла попросту изменить вид города.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
На месте нынешних торговых центров в псевдостаринном стиле на Немиге архитектор Сергей Мусинский предлагал построить одиночные многоэтажки с инфраструктурой внизу. В комплекс с торговым домом на Немиге они связывались бы широкими мостами. Проезжая часть при этом превратилась бы чуть ли не в тоннель. Был у архитектора также вариант стеклянного сооружения, чем-то напоминающий отель «Пекин».
На сегодняшней Немиге — целый ряд торговых центров под старину (на переднем плане).Фото: ДМИТРИЙ ЛАСЬКО
А так виделась Немига будущего несколько десятилетий назад.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Многоэтажки, большие мосты и почти тоннель для авто — такая Немига могла вырасти в Минске.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Вместо пустующей не первое десятилетие площадки вдоль улицы Максима Танка Мусинский предлагал разбить сквер с едва ли не космическими элементами — конусами и летающими тарелками. На месте нынешнего «Паруса», обувной фабрики и Института журналистики БГУ архитектору виделись три высотки-цилиндра, увенчанные коронами, а под развязкой Кальварийская — Тимирязева — парковка.
А это перекресток Тимирязева и Кальварийской — район мог быть совершенно другим!Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
КСТАТИ
Многие проекты, не исключено, могли не приниматься из-за архитектурных излишеств. Скажем, научная библиотека Академии наук построена практично — прямоугольная коробка со сплошными окнами на фасаде. А по одному из проектов, могла получить глухую стену над входом, но с небольшой скульптурной пластикой. Кинотеатр «Родина» на Автозаводе до перестройки и превращения лет десять назад в Новый драматический театр внешне был самой заурядным залом. Но существовал проект, где его делали выше, а над входом красовался бы огромный (с киноэкран) витраж.