«Объединяя пространства: белорусские архитекторы в российской среде»

2024 год знаменует собой значимую веху в истории Союзного государства Беларуси и России — 25-летие со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Этот договор, подписанный 8 декабря 1999 г., стал символом глубокого сотрудничества и объединения усилий двух народов в экономике, культуре, науке и социальной сфере. Союзное государство служит прочной основой для развития интеграции между Беларусью и Россией, укрепляя братские отношения, основанные на общей истории, духовной и культурной близости.

В рамках данного события Белорусский государственный архив научно-технической документации представляет выставку архивных документов, иллюстрирующих вклад белорусских архитекторов в формирование архитектурного облика России.

Архитектура является одним из важнейших видов искусства, способным отражать дух времени, культуру и ценности народов. Белорусские архитекторы внесли существенный вклад в развитие архитектурной среды России, участвуя в проектировании жилых, общественных и культурных объектов. Их работы неизменно отличаются высоким уровнем мастерства, сочетанием традиций и современных подходов.

Сотрудничество белорусских архитекторов с российскими коллегами часто начиналось с участия в конкурсах на проектирование значимых зданий и комплексов. Эти конкурсы стали ареной профессионального диалога, где белорусские мастера демонстрировали своё видение, творческий подход и глубокое понимание архитектурных тенденций. Среди представленных проектов можно найти жилые комплексы, общественные здания, спортивные сооружения и памятники культуры.

Одним из примеров успешного участия белорусских архитекторов в конкурсах является проектирование общественных зданий в крупных российских городах. Так, в личном фонде кандидата архитектуры Сергея Дмитриевича Филимонова (Ф. № 232) содержатся документы о повторном применении проекта знаменитого Дворца спорта в г. Минске в российских городах: Челябинске, Волгограде и Днепропетровске.

Филимонов Сергей Дмитриевич.
Проект дворца спорта в г. Челябинске. С.Д. Филимонов. [1966-1967-е гг.].
Проект дворца спорта в г. Челябинске. С.Д. Филимонов. [1966-1967-е гг.].
Проект дворца спорта в г. Волгограде. С.Д. Филимонов. [1970-1971-е гг.].
Строительство дворца спорта в г. Волгограде. С.Д. Филимонов. [1970-1971-е гг.].
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Белорусский архитектор Абрам Эммануилович Фридман (Ф. № 264) в течении нескольких лет работал в г. Брянске, где принимал активное участие в восстановлении жилых домов, реконструкции различных объектов города и области, разработке деталей планировки и застройке областного центра. По его проекту в 1951 г. был возведен жилой дом на углу ул. Луначарского и бульвара Гагарина, украшающий центр Брянска. Совместно с архитектором В.Н.Городковым А.Э. Фридман спроектировал здание областной библиотеки, одно из наиболее значимых строений в послевоенном Брянске.

Абрам Эммануилович Фридман.
Перспектива застройки г. Брянска. А.Э.Фридман. [1948-1950-е гг.].
Эскиз жилых домов по ул. Советской и Луначарского в г. Брянске. А.Э.Фридман. [1952-1953-е гг.].
Эскиз фасада областной библиотеки в г. Брянске. А.Э.Фридман. 1952 г.
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Особый интерес представляют творческие документы, хранящиеся в личном фонде белорусского архитектора, кандида архитектуры Ивана Иосифовича Володько (Ф. № 105). Он оказал значительное влияние на облик различных белорусских городов, а также ему принадлежит разработка проектов публичной библиотеки в г. Ростове, завода им. Лепсе в г. Москве.

Неоценим вклад в архитектурный облик всего Советского Союза белорусского архитектора Инны Авелевны Березкиной (Брегман) (Ф. № 110), занимающейся проектированием и реконструкцией действующих предприятий пищевой промышленности.

Иван Иосифович Володько.
Проект завода им. Лепсе в г. Москве. И.И. Володько. 1935 г.
Проект завода им. Лепсе в г. Москве. И.И. Володько. 1935 г.
Проект публичной библиотеки в г. Ростове. И.И. Володько. 1937 г.
Проект публичной библиотеки в г. Ростове. И.И. Володько. 1937 г.
Инна Авелевна Березкина (Брегман).
Главный производственный корпус пищевого предприятия в г. Санкт-Петербурге. И.А. Березкина. [1979-1982-е гг.].
Проект хлебозовода в г. Санкт-Петербурге. И.А. Березкина. [1979-1982-е гг.].
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

В фонде Заслуженного архитектора БССР Юрия Васильевича Шпита (Ф. № 298), семейном фонде архитекторов Игоря Васильевича Есьман и Ларисы Александровны Есьман (Ф. 223) представлены конкурсные проекты монументального искусства: Пантеон и Памятник-музей героям международного рабочего движения в Москве.

Необходимо также отметить конкурсные проекты архитектора, кандидата технических наук Натальи Николаевны Маклецовой (Ф. № 77) и Заслуженного архитектора БССР Георгия Васильевича Сысоева (Ф. № 127). Их проекты не только успешно конкурируют на международной арене, но и гармонично вписываются в архитектурную ткань российских городов, обогащая её новыми формами и смыслами.

Юрий Васильевич Шпит.
Конкурсный проект пантеона в г. Москве. Ю.В. Шпит. [1960-е гг.].
Конкурсный проект пантеона в г. Москве. Ю.В. Шпит. [1960-е гг.].
Лариса Александровна и Игорь Васильевич Есьман. 1958 г.
Конкурсный проект памятника-музея героям международного рабочего движения в г. Москве. И.В. Есьман.
Конкурсный проект памятника-музея героям международного рабочего движения в г. Москве. И.В. Есьман.
Наталья Николаевна Маклецова.
Конкурсный проект Дворца культуры и трудящихся Пролетарского района в г. Москве. Н.Н. Маклецова. 1930 г.
Георгий Васильевич Сысоев.
Эскизный проект Агрофизического института АН СССР в г. Ленинграде. Г.В. Сысоев. [1949-1950-е гг.].
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Профессиональное сотрудничество в сфере архитектуры в советское время и сейчас является важной частью диалога между Беларусью и Россией. Белорусские архитекторы не только обогащают российскую архитектуру своими проектами, но и укрепляют культурные связи между двумя странами. Этот процесс служит символом единства и общей истории народов Союзного государства, создавая основу для новых достижений.

Юбилей Союзного государства — это не только повод отметить прошедший путь, но и стимул к дальнейшему развитию. Выставка архивных материалов подчеркивает, как интеграция и взаимное сотрудничество способствуют созданию уникальных проектов, способных вдохновлять будущие поколения. Творческое взаимодействие двух стран остаётся важным фактором в укреплении братских отношений и общего культурного пространства.