Беларусь в движении: к 80-летию со дня образования Минского автомобильного завода

Минский автомобильный завод (МАЗ) является одним из ведущих предприятий автомобильной промышленности современной Беларуси и бывшего СССР. На протяжении десятилетий завод не только успешно конкурировал на мировом рынке автомобильной техники, но и укреплял свою позицию благодаря постоянному совершенствованию производственных технологий и развитию новых моделей транспортных средств.

История белорусского автомобилестроения началась еще в 1942 г. Именно в этом году в Москве, с целью определения послевоенного машинного производства, состоялось совещание управляющего и рабочего персонала советских автозаводов. На совещании были установлены основные показатели будущего минского автомобиля: грузоподъемность 7000 кг, собственный вес 620 кг, скорость 60 км/час, двигатель мощностью 110 л.с. Тогда еще не было разговора о создании Минского автозавода, и в качестве базы производства такого автомобиля был принят Ярославский автозавод. Однако, после освобождения Минска, постановлением № 6360 от 9 августа 1944 г. Государственный комитет обороны СССР объявил о создании Минского автомобильного завода, именуемого автосборочным. Это решение стало частью программы по восстановлению народного хозяйства и развитию промышленности.

26 августа 1945 г. постановлением № 9905с Государственный комитет обороны постановлением преобразовал Минский автосборочный завод в полноценный автомобильный завод с организацией на нём производства автомобилей МАЗ «двухсотого семейства». Проследить сложности производства первых белорусских автомобилей в первые годы позволяют документы личного фонда № 186 «Кокин Георгий Михайлович – главный конструктор Минского автомобильного завода, профессор Белорусского политехнического института», находящиеся на постоянном хранении в учреждении «Белорусский государственный архив научно-технической документации».

Георгий Михайлович в довоенное время работал на Ярославском автомобильном заводе. В период с 1928 г. по 1945 г. он участвовал в создании новых советских машин, в том числе в разработке первого советского автомобильного дизеля «Коджу». После окончания Второй мировой войны, в сентябре 1945 г., Г.М.Кокина назначили главным конструктором Минского автозавода. Тогда же были определены его основные задачи: создание работоспособного коллектива и оказание действенной помощи в организации нового завода.

Деятельность Георгия Михайловича на Минском автозаводе стартовала с отбора и пересылки необходимого комплекта справочной литературы, требующейся  для производства будущих автомобилей. Это было необходимо, поскольку восстановление инфраструктуры и промышленности требовало огромных ресурсов, которые не всегда были в наличии.

В Минск Георгий Михайлович приехал 20 ноября 1945 г. и сразу же направился на территорию будущего завода, расположенную на седьмом километре Могилевского шоссе. Здесь уже активно проводились работы по расчистке территории, возведению временных построек и подготовке строительных площадок. На данном этапе были построены только здания, оборудование еще не было завезено, и завод не мог работать.

Среди других проблем организации автозавода острым был кадровый вопрос. Для этого высшие структуры Советского Союза активно присылали опытных работников. Так, например, в начале декабря 1945 г. на Минский автозавод прибыл главный технолог М.Ю. Канэ, а в июне 1946 г. главный инженер Б.В. Обухов. Однако вопрос дальнейшего обучения и комплектования кадров рабочих, мастеров и т.д. среднего и старшего технического состава являлся актуальным и трудным. Первым к решению этой задачи откликнулся комсомол БССР. Он взял на себя обязательство призвать и отправить на обучение 6 тыс. комсомольцев для работы на строительстве и производстве завода. В деле обучения кадров большую помощь оказали коллективы советских автозаводов.

Для организации временного выпуска продукции Г.М. Кокин вместе с М.Ю. Канэ в феврале 1946 г. отправились в Москву. Там им предложили начать выпуск упрощенных трехтонных автоприцепов «У2-АПЗ», которые играли важную роль в восстановлении народного хозяйства. После этого активизировалась работа по изготовлению чертежей и технологий автомобильного прицепа, разработке технологических процессов, подбору и установке оборудования, подготовке инструментов, определению поставщиков и доставке материалов. По итогам интенсивной работы в апреле 1946 г. были выпущены первые образцы прицепов, а в мае этого же года был принят государственный план по их производству.

Одновременно с этим, под руководством «Автостройтреста» развернулись строительные работы над созданием здания автозавода. В первую очередь строились кузница, ремонтная литейка и другие дополнительные цехи. Первая очередь строительства завершилась в 1948 г., а вторая – в 1950 г. Необходимо отметить, что проект строительства завода включал не только производственные мощности, но и создание всей необходимой инфраструктуры для работников предприятия. Вокруг завода начали строить жилой поселок для рабочих и их семей. Этот поселок стал важной частью социальной политики предприятия, обеспечивая сотрудников комфортным жильем и необходимыми условиями для жизни.

7 ноября 1947 г. первые автомобили МАЗ-205 в праздничной колонне демонстративно прошли по улицам Минска под красными знаменами Октября. В 1948 г. была выпущена отладочная партия, а на 1949 г. завод принял план на выпуск тяжелых дизельных автомобилей. Постепенно расширялся ассортимент продукции, внедрялись новые технологии. Завод начал активно сотрудничать с научно-исследовательскими институтами и другими предприятиями автомобильной промышленности.

Среди первых автомобилей Минского автомобильного завода также был МАЗ-200, выпускающийся с 1947 по 1962 гг. и имевший грузоподъемность 5-7 т. Этот автомобиль был приспособлен для работы с прицепом, что сделало его незаменимым в условиях послевоенного восстановления.

В течение долгих лет на автозаводе работал известный советский автомобильный конструктор Борис Львович Шапошник. Под его руководством был разработан ряд новых автомобилей, среди которых необходимо отметить знаменитый автомобиль МАЗ-525, предназначенный для карьерных работ. Технические решения, заложенные в этой модели, легли в основу последующих моделей известных на весь мир могучих «МАЗов» и «БелАзов».

Уже в 1951 г. завод выпустил 25 тыс. машин, что превысило плановые показатели в 15 тыс. В последующие годы завод сыграл ключевую роль в восстановлении и развитии экономики Советского Союза, обеспечивая транспортные потребности различных отраслей народного хозяйства.

В целях оказания помощи лесной промышленности заводом был организован выпуск мощных двухосных автомобилей-лесовозов МАЗ-501. Лесовоз был способен перевозить до 15 т. древесины в хлыстах длиной 35 м. На основе использования агрегатов лесовоза был создан двухосный автомобиль высокой проходимости МАЗ-502 грузоподъемностью 4 т. Данного типа автомобили были выпущены в производство в 1955 г.

Помимо увеличения объемов производства завода, конструкторы смогли создать машины, которые выделялись на фоне мирового автомобильного производства. В 1958 г. на всемирной промышленной выставке в Брюсселе был представлен первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530, который был отмечен высшей наградой «Гран-при».

Начало 1960-х гг. ознаменовалось разработкой первых опытных образцов автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, предназначенных для замены автомобилей первого поколения МАЗ-200. Они отличались высокой грузоподъемностью и надежностью, что позволило заводу занять лидирующие позиции в автомобильной промышленности СССР. В 1966 г. предприятие было награждено орденом Ленина, а в 1971 г. – орденом Октябрьской Революции.

С начала 1970-х гг. Минский автомобильный завод активно развивался, внедряя новые модели и модернизируя производство. В сентябре 1970 г. стартовало производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976 г. – самосвалов МАЗ-5549, ставших частью нового семейства МАЗ-5335. В 1975 г. завод вошел в производственное объединение «БелАвтоМАЗ», а в 1977 г. был удостоен второго ордена Ленина.

19 мая 1981 г. с главного конвейера сошел первый седельный тягач МАЗ-5432 нового семейства автомобилей, а уже 16 апреля 1983 г. был выпущен тысячный автомобиль этого семейства. К 14 апреля 1989 г. завод произвел миллионный автомобиль марки МАЗ – седельный тягач МАЗ-64221. В конце 1980-х гг. был создан концепт-кар МАЗ-2000 «Перестройка», символизирующий новые направления в развитии автомобильной промышленности.

В начале 1990-х гг. на заводе была проведена масштабная реконструкция, запущен новый конвейер для производства грузовых автомобилей и совместно со словенскими специалистами начато производство прицепов-дач и киосков под маркой «МАЗ-Купава». Среди наиболее знаковых разработок этого периода следует отдельно выделить: МАЗ-4370 (известный как «Зубрёнок»), модельный ряд МАЗ-5440, магистральный тягач МАЗ-54421 и множество других.

Сегодня Минский автомобильный завод продолжает оставаться ведущим производителем грузовых автомобилей в Беларуси и на постсоветском пространстве. Завод выпускает широкий ассортимент продукции, включая тягачи, самосвалы, автобусы и специальные автомобили. Современные модели МАЗа соответствуют высоким требованиям качества и надежности, что позволяет им успешно конкурировать на мировом рынке.

Минский автомобильный завод, пройдя долгий путь развития и прогресса, остается символом технического прогресса и промышленной мощи Беларуси.

Выставка подготовлена по материалам Белорусского государственного архива научно-технической документации, Национального архива Республики Беларусь, Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.