Выставка «Винтовкой и карандашом»

next arrow
previous arrow

6 мая 2022 г., в канун праздника Победы, в Белорусском государственном архиве научно-технической документации открывает работу выставка «Винтовкой и карандашом», посвященная известным архитекторам Беларуси. Экспозиция подготовлена на основе документов личного происхождения, хранящихся в архиве.

Посетителям выставки представлены статьи, чертежи, рисунки, эскизы, записные книжки, альбомы, воспоминания, неосуществленные проекты архитекторов, прошедших лихолетье Великой Отечественной войны и внесших существенный вклад в восстановление, развитие и реконструкцию белорусских городов и поселков.

Творческая и профессиональная судьба таких архитекторов как М. И. Бакланов, Г. В. Заборский, В. М. Волчек, Е. К. Дятлов, Г. В. Сысоев, В. А. Король, Г. А. Парсаданов, А. Э. Фридман тесно переплелась с историей Беларуси. Многие из них начали свою профессиональную деятельность еще до войны. В июне 1941 г. они добровольцами ушли на фронт. Военная судьба бросала будущих деятелей белорусской архитектуры в самые жернова активного сопротивления немецко-фашистским захватчикам. Они воевали, но никто из них, не забывал о творческом предназначении и не выпускал из рук карандаш, оставив тем самым для потомков уникальные свидетельства повседневности военного времени.

В декабре 1940 г. М. И. Бакланова с 4-го курса Харьковского инженерно-строительного института призвали в армию и вскоре он был направлен в 17-й отдельный дивизион аэростатов заграждения под г. Белосток. В начале Великой Отечественной войны рядовой М. И. Бакланов сражался с фашистами, но уже в июле 1941 г. попал в плен. До 1943 г. находился в лагерях для военнопленных на территории Польши. В марте 1943 г. бежал и вскоре вступил в партизанскую бригаду «Народные мстители». За активное участие в боях с оккупантами он был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. После освобождения Беларуси Михаила Бакланова в августе 1944 г. направили на работу в архитектурно-планировочную мастерскую Управления по делам архитектуры при СНК БССР.

Уже в первые дни войны Г. В. Заборский пошел на фронт добровольцем, но в боях под Смоленском был тяжело ранен и оказался в госпитале уральского городка Троицка, где выполнил ряд проектов-эскизов памятников, посвященных героической победе в Великой Отечественной войне, которые стали основой будущего памятника-монумента «Победы» в Минске (1941–1942). После войны вернулся в Беларусь и активно участвовал в работе по возрождению разрушенных городов и сел. Принимал активное участие в разработке проектов планировки и застройки Минска, Полоцка, Орши, а также в проектировании площадей Минска: Ленина (Независимости), Центральной (Октябрьской), Круглой (Победы). В 1950 г. занимался проектированием жилой застройки по улице Ленина в Минске. В это же время им были созданы проекты Суворовского училища и здания ЦК ЛКСМБ. В 1954 г. по его проекту был открыт памятник-монумент на площади Победы.

В начале войны В. М. Волчек был эвакуирован в Узбекскую ССР. С 1943 г. участник боевых действий. Воевал под Сталинградом, на Курской дуге, форсировал Днепр; освобождал Беларусь, Польшу, Восточную Германию и Чехословакию. Как свидетельства военных лет, большую ценность представляют фронтовые рисунки, фотографии однополчан, письма жене с фронта.

Когда началась война Е. К. Дятлову было 19 лет. С 1942 по 1944 гг. он являлся активным участником партизанского отряда «Пламя». Мечтая после войны стать архитектором (мечта осуществилась в 1950 г.) он постоянно практиковался в рисовании. Рисунки, выполненные им в 1942–1944 гг., отображают партизанский быт, портреты друзей-партизан, солдат Красной Армии и пр.

Документы личного фонда заслуженного архитектора БССР Г. В. Сысоева рассказывают о его непростой судьбе, тогда еще вологодского школьника, ушедшего добровольцем на фронт.

В июле 1941 г. В. А. Король вступил в народное ополчение и как помощник военного инженера дивизии принимал участие в обороне Ленинграда. В ноябре 1941 г. он был отозван с фронта для работы во Всероссийской академии художеств, а в 1942 г. эвакуирован в Среднюю Азию в г. Самарканд вместе с сотрудниками и студентами академии, где работал директором художественного училища (1943–1945). Документы архивного фонда народного архитектора СССР В. А. Короля позволяют проследить историю восстановления разрушенных белорусских городов и сел, создание первых генеральных планов Минска, областных и районных центров республики.

В 1939 г. Г. А. Парсаданов был мобилизован в армию и назначен помощником начальника штаба 10-го отдельного мотомеханического инженерного батальона при штабе 10-й армии Белорусского особого военного округа. Принимал участие в походе Красной Армии в Западную Беларусь. В ноябре 1940 г. вернулся в Белгоспроект, однако в феврале 1941 г. по решению секретаря ЦК КП(б)Б был направлен на работу в институт «Военпроект», где проектировал военные аэродромы. Начало Великой Отечественной войны Г. А. Парсаданов встретил в Минске. В июне 1941 г. он был назначен командиром отдельной роты при коменданте штаба Западного фронта. С мая 1942 по сентябрь 1945 г. командовал 126-м отдельным мостостроительным батальоном при штабах различных фронтов. Был награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». День Победы Георгий Артемович встретил в Вене. В августе 1945 г. Г. А. Парсаданов был отозван из армии как ценный специалист для работы по восстановлению разрушенных войной белорусских городов. Перед рабочей группой, в которую он входил, была поставлена задача по разработке проекта нового генерального плана столицы БССР г. Минска (1946 г.).

В 1939 г. А. Э. Фридман, после окончания Всероссийской академии художеств, работал главным архитектором г. Могилева. В 1940 г. его призвали в армию. Великую Отечественную войну он встретил в частях зенитной артиллерии под Москвой. Был награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».